Шакпак Ата

Фото читателей со святых мест Мангистау.

Шакпак Ата
Подземная мечеть Шакпак-Ата памятник архитектуры Х-ХV веков
К одной из главных достопримечательностей Мангистуаской области относится уникальный памятник культовой архитектуры подземная мечеть «Шакпак-Ата». Мечеть расположена на полуострове Тюб-Караган, в более чем 20 километрах к северо-востоку от города Форт-Шевченко, и считается самым древним памятником зодчества в Западном Казахстане.

Подземная мечеть Шакпак-Ата вырублена в горной меловой скале. Известно, что суфии, укрывавшиеся в этой пещере, практиковали лечебную магию. Они помогали приходившим сюда людям избавиться от болезней. Для этого они оставляли заболевшего человека в пещере на ночь. Считалось, что в течение ночи на больного спустится благостный дух и болезнь обязательно отступит. И до сих пор люди приезжают сюда с надеждой исцелиться от недугов. По утверждению археологов, мечеть построена в IХ-Х вв. Имя ей дано в честь суфия Шакпак-ата, который жил здесь со своими учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он был затворником и больше не покидал свою подземную обитель.

В буквальном переводе слово Шакпак-Ата означает «старец-кремень», согласно одному древнему преданию, Шакпак-ата – это не имя основателя мечети, а прозвище, данное ему в битвах с врагами: от его оружия, как от кремния, в боях отлетали искры. Некоторые ученые утверждают, что в мифологии Шакпак-ата является повелителем змей и покровителем умерших, а как историческая личность – внуком Шопан-ата. Что же касается настоящего имени создателя мечети, то оно, по предположению многих ученых, - Шахмардан. Дело в том, что у Шопан-ата было двое сыновей: Шахрух-ата (Шагырык-ата) и Исан-ата. У Шахруха в свое время родилось двое сыновей: Капаш-ата (Капан-ата) и Шахмардан, прозванный Шакпак-ата за свои способности с легкостью извергать огонь из камня, огнем испепелять врага. Что касается времени жизни суфия, то мнения исследователей разнятся: академик Медоев утверждал, что Шакпак-ата жил в IX веке. Бартольд придерживался мнения, что суфий жил во времена правления Узбек-хана, который правил с 1312 по 1342 годы (XIV век). Неоспоримым является тот факт, что Шакпак-ата, был последователем учения Ходжи Ахмеда Яссауи, и относился к числу 360 святых, почитаемых в Мангистау.

Форма плана мечети, а также другие архитектурные детали говорят о принадлежности сооружения к IX-X векам. Мечеть строго ориентирована по сторонам света, вырублена в известняковой скале и состоит из четырех камер, являясь, таким образом, своеобразным вариантом крестово-купольного храма, имеющим четыре колонны с капителями. Купольный свод строения имитирует устройство юрты, а в центре его вырублено круглое окно.

Мечеть является ярким проявлением камнерезного кочевого искусства. Вход в пещеру оформлен в виде портальной арки, вблизи которой руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. В каменной пещере имеется несколько комнат. Руками древнего мастера вырублено несколько просторных ниш для захоронения умерших проповедников. В каменной пещере имеется несколько комнат. Основная зала увенчана массивными колоннами, поддерживающими свод. В центральной части свода - световой колодец, украшенный декорами. В западном крыле мечети устроена михрабная ниша и маленькие кельи для уединения отшельников. Стены помещений мечети и портала, а также ниш для захоронений испещрены разновременными надписями, контурными изображениями лошадей, всадников, быков, раскрытых ладоней, растительных узоров. Среди надписей выделяется суфийское стихотворение о бренности этого мира и кратковременности жизни. Необычны наскальные изображения ладоней.

По обе стороны у входа в мечеть в скале, выбиты пещеры-захоронения, согласно предположениям они принадлежат ученикам Шакпак-ата или близким ему людям. Где именно захоронены мощи самого суфия, доподлинно неизвестно. Это заставляет ко всем захоронениям относиться с особенным трепетом и вниманием. Некоторые ученые утверждают, что основное назначение этого святилища – врачевание. Не исключено, что служители этого места составляли какой-то монашеский орден, лечащий больных.

Мечеть Шакпак-Ата- уникальный памятник культовой архитектуры, прекрасно сохранившийся до нашего времени. В настоящий момент рассматривается возможность о включении Шакпак-Ата в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Информация взята с сайта http://culturemap.kz
Фотографии читателей mnews.kz
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата
Шакпак Ата


Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии

Яндекс.Метрика